Главная  Оборудование  Публикации
На главнуюКарта сайтаОбратная связь
КОМПАНИЯ
НАШИ РАЗРАБОТКИ
ДОКУМЕНТАЦИЯ
 

Методика оценки эффективности работы персонала

Для оценки эффективности работы персонала, прежде всего, необходимо выбрать критерии, которые зависят от профиля деятельности, как фирмы, так и сотрудника. Наиболее универсальными критериями такой оценки по нашему мнению являются:

  • Коэффициент использования рабочего времени — отношение времени, затраченного на выполнение своих производственных обязанностей (t) к продолжительности рабочего дня (T). Кисп = t/T.
  • Коэффициент производительности труда — отношение количества условных единиц продукции за отчетный период (А) к среднему количеству условных единиц продукции за тот же отчетный период среди работников того же профиля (Асред). Кпроизв = А/Асред. При этом под количеством условных единиц продукции может подразумеваться любой продукт производства (количество заключенных договоров, количество переданных и принятых сообщений, количество обслуженных клиентов, количество проданных или купленных товаров, количество банковских проводок или подготовленных документов — в общем все, что поддается учету).
  • Коэффициент качества выполненных работ — отношение количества рекламаций за отчетный период (Арекл) к количеству условных единиц продукции за тот же отчетный период (А). Ккач = Арекл /А.
  • Коэффициент финансовой эффективности выполненных работ — отношение разности стоимостей условных единиц продукции, произведенных сотрудником, (Спрод) и затрат на рекламации (Срекл) за отчетный период к количеству условных единиц продукции за тот же отчетный период (А). Кфин = (Спрод — Срекл)/А.

Правильность названий и выбор критериев можно оспаривать, а их перечень можно было бы продолжать, но нам кажется, что для оперативного мониторинга эффективности работы персонала этих параметров достаточно. Поскольку практически все коэффициенты относительны, то простое сравнение полученных коэффициентов даст достаточно интересную картину работы фирмы. Данные критерии возможно применять при оценке эффективности работы, как отдельного сотрудника, так и подразделений и фирмы в целом, а накопление и анализ статистического материала позволит своевременно обращать внимание на возникающие проблемы или предотвращать их возникновение. Это становится возможным при составлении статистических портретов процессов по исследуемым параметрам и реакции на их изменение. Под реакцией следует понимать изучение причин изменений для обоснованного принятия решения. Следует отметить, что основной задачей при генерации модели является правильный выбор значений переменных, а при ее реализации — налаживание системы сбора значений этих переменных и анализа результирующей информации.

Попробуем привязать сбор данных для подсчета вышеуказанных коэффициентов и первичную обработку информации к подразделениям, имеющимся практически на всех крупных фирмах.

Основной проблемой всех действующих Служб Безопасности (далее СБ) является их неявная эффективность и отстраненность от процесса производства на предприятиях. В результате, в подавляющем большинстве организаций, выделение средств на СБ идет по остаточному принципу, как и всякие расходы не связанные с основным производством. Это происходит ввиду неправильной интеграции СБ в структуру предприятия. Основными задачами выполнение которых возлагается на СБ являются:

  • охрана объектов предприятия;
  • соблюдение установленного порядка вноса/выноса товарно — материальных ценностей;
  • соблюдение установленного порядка входа/выхода сотрудников и посетителей предприятия.

Реже:

  • соблюдение правил пожарной безопасности;
  • соблюдение сотрудниками предприятия внутреннего распорядка.

Еще реже:

  • соблюдение сотрудниками предприятия режима сохранения коммерческой тайны;
  • проверка потенциальных клиентов на предмет порядочности и кредитоспособности;
  • разработка нормативных документов внутреннего режима предприятия, с учетом противодействия возможным угрозам фирме.

Еще реже:

  • экспертиза информационной безопасности предприятия и противодействие утечке информации по техническим каналам;
  • обеспечение безопасности в сфере высоких технологий.

Почти никогда:

  • сбор и анализ информации для оценки эффективности работы персонала и предприятия в целом;
  • анализ статистических параметров персонала с целью ситуационного мониторинга, как сотрудников, так и предприятия.

Важно понимать, что в процессе работы предприятия возникает информация, поступающая по различным каналам. Ее сбор и систематизация не требует больших вложений и высокой квалификации персонала. Анализ информации по разработанной методике не занимает много времени. Высокой квалификации требует правильная интерпретация полученных результатов для принятия решений, а разработка внутрифирменных стандартов и критериев оценки требует еще и значительных временных затрат. При правильной организации функционирования СБ большую часть необходимой для анализа информации можно получить от нее.

Рассмотрим пример. Предприятие торгует строительными материалами. Структура работы следующая: В демонстрационном зале с образцами продукции два консультанта рассказывают о свойствах материалов и особенностях технологии их применения. В зале оформления сделок находятся менеджеры, по два на каждое направление (лакокрасочные, декоративные и отделочные материалы, столярные и скобяные изделия, электроарматура и инструмент) оформляют заказы, определяют скидку (в том числе накопительную), готовят все необходимые документы для оплаты товара и получения его на складе. В помещении кассы находится кассир (принимает наличные), в предкассовом пространстве — бухгалтер (подтверждает приход безналичных денег). В офисе есть внутренняя АТС, система контроля доступа (СКД), система видеонаблюдения, служебные помещения для приема пищи и курения, туалет. Посты охраны находятся на входе в офис, в предкассовом помещении и на входе в служебную часть. Замки СКД находятся на входах в офис и служебную часть, на запасном выходе. Камеры видеонаблюдения установлены: наружные — над основным и запасным выходами, внутренние — в предкассовом помещении, в демонстрационном зале, в зале оформления, на посту охраны у входа. При входе посетители регистрируются охраной по параметрам: Ф.И.О., к какому менеджеру пришел, время прихода.
Из данного описания видно, что это совершенно стандартное оснащение офиса и организация охраны. Рассмотрим, какую информацию мы можем получить для проведения наших расчетов.

  1. По протоколу СКД мы получаем время прихода/ухода на работу каждого сотрудника, а также время, проведенное в служебных помещениях. По протоколу АТС мы получаем длительность входящих и исходящих звонков. Для исходящих звонков мы получаем еще и номер телефона, по которому звонили. Входящие звонки по необходимости можно селектировать через секретаря. При необходимости, по протоколу СКД определяется время нахождения каждого посетителя, а при сопоставлении протокола и книги регистрации на посту охраны получаем время работы с посетителем конкретного менеджера. Понятно, что эти данные будут для всего технологического цикла обслуживания, но после работы системы в течении нескольких месяцев во-первых, мы будем иметь достаточно достоверные статистические данные по каждому сотруднику, во-вторых, при наличии встроенных детекторов движения в системе видеонаблюдения можно провести хронометраж движения каждого посетителя по рабочим местам. Произведя простые вычисления, получим коэффициент использования рабочего времени.
  2. По данным СКД, книги регистрации посетителей, системы охранного видео, получаем среднее время обслуживания клиента в каждом зале. По тем же данным получаем среднее время обслуживания посетителя каждым сотрудником, а затем вычисляем коэффициент производительности труда.

Вычисление остальных, предлагаемых нами, коэффициентов прозрачно, поэтому останавливаться на них не будем. Заострим внимание на отдельных тонкостях анализа полученной информации. Во-первых, накопленная за достаточно длительный срок информация позволит составить статистический портрет каждого сотрудника по исследуемым параметрам. Это позволит определить периоды максимальной работоспособности сотрудника (составление графика отпусков), а также обратит внимание на сотрудника при резком отклонении от его статистического портрета (причины могут быть разные, в том числе и криминальные). Во-вторых, сезонные колебания количества клиентов помогут правильно составить графики отпусков (сколько и когда). В — третьих, увеличение времени нахождения клиентов в выставочном зале после появления в нем новых товаров поможет спрогнозировать интерес к этим товарам, а также помочь правильно выбрать ценовую политику и эффективность их представления. Возложив сбор данных и их систематизацию на СБ получаем безопасность и мониторинг фирмы в одном флаконе, а анализ этих данных могут осуществлять специалисты других отделов.

 

 

распечатать

С уважением,
Генеральный директор ООО «Эволюция»
И. Кореневский.

 
© ООО «Эволюция»
2001—2020
Телефоны    (499) 271-75-27
Контактная информация